Отличия общества, государства и страны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия общества, государства и страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и появилось около 6 тысяч лет назад. Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались лишь отдельные элементы права, конкретные правовые идеи, принципы, предписания и т. д. Разрастаясь и укрепляясь, эти юридические «кирпичики» постепенно складывались в единое «здание» права.

Соотношение общества и государства

Общество (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Обществу присущи различные формы организации: на первобытнообщинной стадии – родоплеменная, позже – политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государство, обладающее аппаратом управления, законы и учреждения, контролирующие их исполнение.

Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. д.). Государство – есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Возникновение государства: причины и формы

Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т. п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, то есть выступали организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство появляется непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (509 г. до н. э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями. Возникновение Афинского рабовладельческого государства – типичный пример образования государства.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий – западной части Римской империи. Данные племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, ибо для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Простой верховный военачальник превращался в настоящего монарха, а народное достояние – в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак, во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего, внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, национально-психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них.

Читайте также:  Сколько стоит развод в 2023 году и что влияет на цену услуг адвокатов

Нужно заметить, что сейчас в мире насчитывается более двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Большие страны подчас могут распадаться на более мелкие; мелкие могут объединяться в более крупные. Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают к этому определенные усилия. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др. Так что проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.

Правовое государство и гражданское общество

Прежде чем анализировать взаимодействие правового государства и гражданского общества, необходимо прежде рассмотреть само понятие «гражданское общество». Оно, в частности, формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими. «Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Общество, страна, государство: сходство и различия

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях – выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой – подданных, общества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т. п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором – в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь, в конечном счете, данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности. Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, которое выступает лишь политической частью общества, исторически призванной и обязанной его организовывать. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».

Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты – упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т. п.), но и минусы (негативные последствия – бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т. д.).

С возникновением государства значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превращалось в «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол.

Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, – по Расселу, – изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями – стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны».

Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тенденции к неограниченному расширению? С помощью чего государственную власть можно будет упорядочить, ограничить?

Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами: как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяина», как, с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно использовать в целях минимизации произвола и различных злоупотреблений?

На эти вопросы отвечают по-разному, существует широкая амплитуда мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не найдено средств для достижения ни того, ни другого…».

Другие ученые исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов («этатизм» – от французского «государство»), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

Третья точка зрения выражает стремление к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму («анархизм» – от греческого «безвластие») – политическому течению, провозглашающему своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С позиции анархистского типа политического сознания всякое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.

Понятие общества, его отличие от государства

Несмотря на то, что институт власти, обладает всеми полномочиями, он не может существовать без общества . Тогда, как общество может функционировать без государства. Для общественного института государство это инструмент, благодаря которому оно достигает определённых целей. Если государственный институт не справляется со своими обязанностями, общество меняет политический курс. Вскликните революцию семнадцатого года. Поменялась модель управления а общество осталось на месте. та же идеология вместо бога вождь и обожающий его народ. Для Государства социальный институт является фундаментом, на котором оно строит свою политику.

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Читайте также:  Наследники — в очередь: как разделить недвижимость без завещания

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

  1. Происхождение. Общество – это самое раннее объединение людей, возраст которого оценивается тысячелетиями. Первые государства появились относительно «недавно»: ближе к началу Новой эры, и представляли собой гипертрофированные социумы (Египет, Рим, Греция).
  2. Способ управления. Все решения в обществе принимаются по согласию участников, каких-либо мер принуждения не предусмотрено. Управление в государстве осуществляется императивными методами, за несоблюдение правил предусмотрена ответственность, власть может находиться в руках одного человека или группы лиц.
  3. Структура. Общество может иметь формального лидера или представлять собой линейную структуру, государство же всегда наделено публичной властью, обладающей иерархичностью и группой сторонников.
  4. Вход и выход. Человек может одновременно принадлежать к одному или нескольким обществам, свободно перемещаясь между ними, если речь не идёт о закрытых социумах (армия, полиция, тайный клуб). Единовременная принадлежность к нескольким государствам затруднительна и допускается только в случаях, установленных законом.
  5. Численность. Для создания общества достаточно двух индивидуумов, в то время как даже в самом маленьком государстве количество граждан составляет как минимум несколько сотен.
  6. Идентичность. Общества могут дублировать друг друга, а государства всегда будут уникальными.

Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

Из всего вышесказанного становится ясно, что основными отличиями государства от страны являются: наличие у первого суверенитета, самостоятельности, верховной власти и созданных ею законов, а также различных формаций (зависящих от способа правления, политического режима и территориального устройства).

Понятие общества, его отличие от государства.

Люди в подавляющем большинстве случаев живут не иначе, как среди других людей, т. е. в обществе: стараясь достигнуть определенные цели, удовлетворить свои потребности и интересы, каждый из нас постоянно вступает в различные отношения с другими людьми. Вряд ли многие из нас смогли бы выжить без общества, без других людей – ведь сейчас редко кто обеспечивает самого себя продуктами (печет себе хлеб из самостоятельно выращенного зерна, впоследствии самостоятельно перемолотого в муку на самостоятельно выстроенной мельнице, и т. д.), предметами даже первой необходимости (теплая одежда, обувь и т. п.), не говоря уже о предметах, облегчающих жизнь современного человека (компьютер, стиральная машина) или о предметах роскоши (ювелирные изделия, дорогие автомобили). Всем нам помогает то, что в большом обществе каждый из его членов несет на себе какую-то общественно-полезную функцию (к примеру, земледельцы обрабатывают землю и выращивают сельскохозяйственную продукцию, по заказу коммерсантов водители перевозят выращенную продукцию с полей на перерабатывающие заводы, рабочие этих заводов изготавливают из выращенных овощей и фруктов консервы, затем консервы с помощью водителей перевозятся в магазины, продавцы продают консервы, а обычные потребители приходят в магазин и покупают готовые консервы, даже не задумываясь о том, люди скольких профессий вложили часть своего труда в обычную банку консервов, которую изготовить самому потребителю было бы чрезвычайно сложно, если вообще такое возможно).

Что же такое общество? Можно ответить кратко: люди, вступающие между собой в различные отношения. Но так ли это? Если мы посмотрим на множество людей, спешащих по улицам города, то увидим, что одни вышли просто погулять, другие – на работу, учебу, третьи – за покупками, и т. д. Можно ли эту массу людей, собравшихся в какой-то момент в одном месте, признать за общество? Вряд ли. Другой пример – очередь в магазине. Независимо от того, сделают ли покупку стоящие в очереди, очередь разойдется так же легко, как и образовалась.

Читайте также:  Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?

Таким образом, не всякая совокупность людей называется обществом . Чтобы составить общество, масса людей нуждается в чем-то, что свяжет их в единое целое. Эта связь создается на основе общего интереса и должна иметь постоянный характер.

Отсюда мы можем вывести определение общества: это совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены наилучшим образом только их совместными усилиями. Кстати, по латыни слово «общество» звучит как «социум» (socium) , поэтому слова «общественный» и «социальный» — это синонимы.

Главной фигурой общества является человек, который выступает первичной «клеточкой» общества.

Любое общество нуждается в управлении, регулировании общественных отношений. Причем чем дальше идет развитие человечества, тем сложнее, запутаннее становятся отношения между людьми, и тем больше возрастает потребность в управлении этими отношениями. Эти задачи берет на себя государство.

Государство – это система управления обществом. С одной стороны, государственный аппарат пронизывает все общество широкой сетью формализованных отношений власти и подчинения (при этом представителями государства являются конкретные люди, являющиеся членами общества), а с другой стороны, все члены общества скреплены единой формальной меркой – гражданством или подданством.

Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

Из всего вышесказанного становится ясно, что основными отличиями государства от страны являются: наличие у первого суверенитета, самостоятельности, верховной власти и созданных ею законов, а также различных формаций (зависящих от способа правления, политического режима и территориального устройства).

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *