Европротокол: правила оформления и частые ошибки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европротокол: правила оформления и частые ошибки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.

Как правильно оформить извещение при ДТП в 2023 году?

После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2023 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.

В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.

Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.

Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2023 году

Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:

  • В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
  • Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
  • В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2023 году неправомерно.
  • В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
  • В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
  • В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
  • В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
  • В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).

Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:

  • В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
  • В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
  • В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
  • В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
  • В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
  • В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
  • В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
  • В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
  • В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
  • В восемнадцатом – оба водителя расписываются.

На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2023 году следующий:

  • В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
  • Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
  • В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
  • В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
  • В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
  • В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
  • В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
  • Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
  • Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2023 году не будет принят к рассмотрению.

Каким образом оформляется европротокол

Предварительные действия:

  1. Остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки (не менее чем за 15 метров, если авария случилась в населенном пункте, и не менее чем за 30 метров, если авария случилась вне населенного пункта).
  2. Убедиться, что участники аварии не пострадали, не имеют претензий друг к другу относительно того, кто виновник ДТП. Желательно сделать фото- и видеозаписи всех повреждений, а если есть свидетели – записать их показания и взять контактные данные.
  3. Самостоятельно заполнить документы. Оформить европротокол можно на бумажном бланке (выдается при оформлении ОСАГО) или в электронном виде в одном из приложений (их несколько, они имеют разный функционал).
Читайте также:  Приватизация квартиры в Санкт-Петербурге в 2023 году

Особенности получения выплат по европротоколу

Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.

С 1 июня 2018 года можно запросить у страховой организации в качестве возмещения сумму в рамках лимита по договору ОСАГО, заключенному виновником ДТП с его страховой, но не свыше 100 000 рублей. К октябрю 2019 года также планируется повысить эти лимиты до установленных для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей 400 000 рублей.

В чем смысл требовать возмещения от своей страховой? Последняя делает выплаты как бы от лица страховой виновника ДТП, а потом в рамках соглашения о прямом возмещении убытков, заключенном членами Российского союза автостраховщиков (РСА), стребует с нее эти деньги. Другими словами, часть забот просто перекладывается на плечи страховой.

Что, если по какой-либо причине истребовать возмещение от своего страховщика нет возможности? В этом случае нужно обращаться в страховую организацию виновника. То же самое делают и те, кто заполнил европротокол, но впоследствии обнаружил, что в результате ДТП был нанесен вред его здоровью.

Чтобы выплатить возмещение, представитель страховой организации осматривает повреждения автомобиля в течение 15-ти дней с даты ДТП. Поэтому он имеет полное право в таком возмещении отказать, если к этому моменту вы отремонтировали или утилизировали транспортное средство. В случае ремонта или утилизации машины до истечения указанного срока виновником аварии ему грозит регрессное требование от его страховой. К тому же, у него также есть обязанность направить свой бланк европротокола страховщику, с которым он заключал договор.

  1. Европротокол — возможность получить возмещение за ущерб при ДТП без обращения в ГИБДД, что сэкономит время.
  2. Правильно оценивайте ущерб — в случае сомнений откажитесь от упрощенного оформления.
  1. Далеко не всякую аварию можно оформить самостоятельно.
  2. По процедуре европротокола заполняется один документ — извещение о ДТП в бумажном/электронном виде.
  3. Наибольший размер выплаты при фиксации ДТП без автоинспекторов — 100 тыс. руб. Выплата может быть увеличена до 400 тыс. руб., если участники аварии не имеют разногласий и факт ДТП зафиксирован с помощью специальных технических средств.
  4. В течение 5 рабочих дней каждый из участников обязан направить свою часть Извещения своему страховщику.
  5. 15 дней нельзя восстанавливать/уничтожать авто, участвовавшее в аварии.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП по Европротоколу? Возникали при этом трудности по получению возмещения или при направлении авто на ремонт?

Расскажите о своем опыте в комментариях под статьей. Остались или возникли вопросы — задавайте их там же.

Как правильно заполнять Европротокол при ДТП

Лицевая сторона Извещения о ДТП заполняется водителями совместно 1 раз. Сведения отпечатываются на 2 бланке. Правила заполнения Европротокола по ОСАГО обязывают подписать документ обе стороны.

Виновник и пострадавший подписывают протокол 2 раза на лицевой части бланка. Первый раз — удостоверяя заполненные сведения в своей колонке (п. 15), второй — удостоверяя отсутствие разногласий с информацией, указанной вторым участником (п.

18).

Если поля для подписи указаны только в 18 пункте Извещения — у вас устаревшая форма документа, которая не подходит для оформления аварии в 2023 году. После заполнения лицевой стороны протокола бланк разделяется.

Не имеет значения, кто заберет оригинал, а кто — отпечатанную копию. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. Обычно документ, заполненный ручкой, забирает пострадавшая сторона, копию – виновник ДТП.

Оборотная сторона оформляется каждым участником самостоятельно. Пример и порядок правильного оформления подробно расписан в нашем материале. С пошаговой инструкцией по заполнению можно ознакомиться в этой статье.

В каких случаях можно не вызывать ГИБДД

Закон разрешает использовать упрощенное оформление на месте только в некоторых случаях.

При заполнении усовершенствованного документа необходимо соблюсти следующие условия:

  1. В аварии участвовало не более 2-х машин.
  2. ДТП сопровождалось мелкими потерями и не стало причиной имущественного ущерба, кроме непосредственно самих автомобилей.
  3. Столкновения транспорта обошлась без людских жертв, которыми могли стать пассажиры, прохожие или водители ТС.
  4. Каждый из участников аварии оформил полис ОСАГО и прописан в нем, как обладатель правом управления конкретным средством (если один или оба автовладельца имеют зарубежную регистрацию, то им необходима страховка системы «Зеленая карта»).
  5. У сторон нет разногласий касательно самостоятельного оформления ДТП, обстоятельств случившегося, а также объема понесенных автомобилями повреждений.

Закон о европротоколе

Самостоятельное оформление водителями извещения о ДТП регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Правила дорожного движения.

Согласно п.1 ст. 11.1 закона № 40 заполнение европротокола самостоятельно возможно при соблюдении следующих условий одновременно:

  • пострадал в ДТП только автотранспорт, вреда жизни и здоровью водителям и пассажирам не причинено;
  • пострадали в аварии только два транспортных средства;
  • все участники ДТП имеют полисы ОСАГО;
  • обстоятельства происшествия, а также повреждения транспорта у участников не вызывают споров и разногласий.

Можно оформить европротокол, если ОСАГО нет?

Нет. Наличие полиса ОСАГО — обязательное условие для европротокола. Если хотя бы у одного из участников ДТП не застрахована автогражданка, то выплаты или ремонта от страховой не будет.

Если полиса нет у виновника, то вред возмещать будет он сам из своего кармана в гражданском порядке. Если у потерпевшего нет страховки, то оформлять ДТП должны сотрудники полиции, а обращаться потерпевшему нужно будет в страховую виновника. Также потерпевший в любом случае получит штраф за отсутствие ОСАГО.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении 3 ребенка в 2023 году

Поэтому, если Вы законопослушный потерпевший, а у виновника не оказалось страховки, то единственный вариант здесь получить выплату или ремонт от страховщика — это наличие у Вас страховки Каско, так как по ОСАГО страхуется ответственность виновника. Увы, но это так.

Образец заполнения лицевой стороны

  1. Пишется полное название дороги, если таковое имеется. Обязательно называется ближайшее от места происшествия ДТП общественное здание или очень известное строение.
  2. Точная дата и время ДТП необходимо указать правильно, используя только цифровые обозначения. Если есть одиночные числа, то есть от 1 до 9, перед ними обязательно ставится 0, чтобы все позиции были двузначными.
  3. Необходимо назвать количество транспортных средств, получивших повреждения вследствие аварии. Можно указать значения 1 или 2. Если эта цифра больше, оформление европротокола неуместно.
  4. Пишется количество человек, получивших ранения вследствие ДТП. Нужно указать, что их нет, так как, в противном случае следует вызвать сотрудников ГАИ. Они вынуждены составить и оформить протокол ДТП.
  5. Нужно указать, что не проводилось освидетельствование водителей на состояние опьянения.
  6. Укажите, что не было ущерба другим машинам.
  7. Все свидетели ДТП должны быть указаны. Если есть возможность, следует в полном варианте написать их имена, адреса, телефоны, другую личную информацию, необходимую для связи с ними.
  8. В поле, где следует назвать инициалы сотрудника ГИБДД, приезжавшего на объект, ставится прочерк, так как, в противном случае оформление европротокола неуместно.
  9. Марка, модель транспортного средства и другая информация о нем заполняется на выбор символами латиницы или кириллицы. Обязательно следует поставить VIN-номер, государственный номер автомобиля, а также указать информацию о свидетельстве его регистрации в виде полных серии и номера этого документа.
  10. Точные инициалы владельца транспортного средства.
  11. Инициалы лица, который в момент аварии находился за рулем транспортного средства.
  12. Указывается название страховой фирмы, в которой происходило оформление полиса. Обязательно вписываются все данные ОСАГО, которые в полном размере перечислены в данном документе.
  13. Стрелкой нужно указать место, в котором произошел первичный удар в результате столкновения. В бланке есть возможность написать, какая именно разновидность транспортных средств использовалась, например, легковой или грузовой автомобиль, мотоцикл.
  14. Перечисляется полный перечень деталей поломок, которые касаются кузова всех агрегатов, получивших заметные обоим водителям повреждения. Следует учитывать даже малейшие царапины, а также те неисправности, которые заметны не сразу, поэтому осмотр транспортных средств нередко занимает много времени. Это пункт при заполнении европротокола является наиболее важным и сложным, учитывая то, что водителю сразу сложно оценить весь спектр повреждений самостоятельно, без проверки движения автомобиля, а оппонент пытается приуменьшить негативные последствия, вызванные аварией. Желательно заполнять этот пункт, в первую очередь, так как при возникновении споров или разногласий между участниками ДТП дальнейшее оформление европротокола можно считать бессмысленным.
  15. Перечисляются все уточнения, регламентирующее наличие дополнительных обстоятельств или вещей, например, указание на наличие видеорегистратора.
  16. Рассказывается информация о маневре, произошедшем в момент ДТП. Следует ознакомиться со всеми пунктами, прежде чем указывать что-то конкретное.
  17. Необходимо самостоятельно нарисовать схематическое изображение ДТП. Наносятся крайние участки улицы. Направления движения ТС передаются с помощью стрелки. Указывается конечное положение ТС сразу после ДТП. Эту картину следует согласовать с информацией, которая была написана ранее. Обязательно вырисовываются знаки дорожного движения, отмечаются сигналы светофоров, имеет значение даже разметка на дороге.
  18. Участники ДТП ставят подписи.

Вопрос:
При составлении европротокола мы забыли указать, кто является виновником. В то же время, в бланке подробно указана схема ДТП, из которой хорошо видно, кто должен был, но не уступил дорогу. Какова вероятность отказа страховой в выплате?

Конечно, виновность одной стороны и отсутствие возражений по этому поводу с другой стороны в протоколе должны быть обязательно. Но существенное значение имеет и то, как составлена схема происшествия – если по ней «вычислить» виновного не составляет труда, то оспорить отказ в страховом возмещении можно с большими шансами в суде. Дополнительным плюсом для подтверждения доводов участников столкновения будет приложение видео-материалов с видеорегистратора и фотографий повреждений.

Вопрос:
При составлении европротокола другой водитель (виновник) предложил за меня заполнить мою колонку, поскольку я плохо вижу мелкий шрифт. Я согласился и теперь сомневаюсь, правильно ли я сделал?

Конкретно в вашем случае все зависит от страховой компании, примет ли она такое извещение, а также в правильности детального изложения случившегося. По общему правилу, каждый водитель собственноручно заполняет свою колонку, в конце ставит подпись. Если из-за близорукости или других причин одному из водителей заполнить свою сторону протокола затруднительно, надежнее вызвать сотрудников ГИБДД.

Вопрос:
ДТП произошло во вторник, извещение о нем я принес в страховую компанию в следующий понедельник. У меня отказываются брать извещение, мотивируя тем, что истек пятидневный срок подачи. Как быть?

Действия сотрудников страховой компании незаконны. Участнику аварии дается пять рабочих дней для того, чтобы он известил своего страховщика. Направьте заказным письмом заявление и извещение в адрес страховой, а в случае отказа в выплате у вас будет основание для обращения в суд и практически 100%-ый шанс доказать свою правоту.

Вопрос:
У меня оформлено КАСКО. Я внимательно прочел договор страхования и в нем указано, что без сведений из ГИБДД страховая компания вправе отказать в выплате. Как это понимать и означает этот пункт договора невозможность разрешения ситуации на дороге составлением протокола?

Поскольку вы заключили договор, в котором четко предусмотрены требования по представлению конкретных данных об аварии, вам следует всегда вызывать на место сотрудников ГИБДД. Если вопреки пункту об обязательном предоставлении справки из ГИБДД вы оформите европротокол, придется обращаться в суд, поскольку страховая, вероятно, в выплатах откажет.

Вопрос:
По европротоколу мне выплатили 100000 рублей. Как оказалось, есть множество скрытых повреждений, и стоимость ремонта превышает лимит (оценка соответствует 134000). Как мне можно получить недостающую сумму?

Читайте также:  с какого возраста можно отдать ребенка в ясли по закону

К сожалению, гражданин, оформивший европротокол, не может оспаривать сумму, которая ему была выплачена, по основанию превышения лимита. Лишь с июня 2018 г. сумма лимита достигла 100 000 руб.

Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП — составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

Дело в том, что вызов аварийного комиссара — услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

Как оформить ДТП без вызова ГИБДД?

Вызывать ГИБДД непосредственно на место аварии требуется, только если причинен вред здоровью или погиб человек. Если же все ограничилось имущественными потерями, ждать приезда инспекторов ДПС необязательно.

Однако исключительно «имущественное» ДТП еще не значит, что полиция не будет задействована совсем. Ее участие зависит также от наличия у водителей разногласий относительно дорожного инцидента.

Под таковыми понимаются:

  • разная оценка обстоятельств аварии: вины, направления движения, цвета светофора, приоритета движения и т. д.;
  • споры по перечню и характеру повреждений, полученных в аварии.

Отсутствие разногласий значит, что все причастные водители однозначно оценивают произошедшее и никто не утверждает, что какие-либо из повреждений имелись на авто противоположной стороны до аварии.

Существуют следующие варианты действий по оформлению таких ДТП:

  1. При наличии спора обязательно информируется полиция. Водители получают указания о том, как произвести фотофиксацию ДТП и куда им нужно прибыть для оформления документов. Иногда на такие ДТП даже выезжают инспектора (например, если поблизости есть экипаж ДПС).
  2. При отсутствии спорных моментов водители не обязаны сообщать об аварии в полицию. Они могут выбрать 1 из вариантов:
  • не оформлять документы о ДТП;
  • оформить документы по европротоколу, то есть без участия полицейских;
  • прибыть на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции и оформить происшествие там.

Когда можно не оформлять документы о ДТП?

Перед тем как оформить ДТП самостоятельно, нужно оценить целесообразность этого. Не все водители знают, что с 2014 года у них есть право не фиксировать аварию при наличии одновременно 2 условий:

  1. В результате происшествия пострадало только имущество водителей (их груз, багаж, транспорт). Если повреждено иное имущество, например дорожное ограждение, надо ехать в полицию.
  2. У водителей нет нужды в оформлении документов. Например, так может разрешиться ситуация, когда повреждения незначительны и виновник готов возместить ущерб сразу. Такое часто бывает, если:
  • у виновника нет ОСАГО (соответственно, оформление по европротоколу невозможно, обращение в полицию повлечет штраф за отсутствие страховки, а ущерб возмещать придется в любом случае);
  • у виновника есть ОСАГО, но он понимает, что обращение потерпевшего в страховую повлечет увеличение стоимости страховки.

Если водители договорились выбрать этот вариант, исключается их привлечение к ответственности за оставление места ДТП. При этом, чтобы обезопасить себя от недобросовестных действий других водителей, рекомендуется:

  1. Зафиксировать все на фото или видео, собрать контакты очевидцев.
  2. Осуществить передачу денег в счет компенсации повреждений сразу же после аварии. При этом виновнику следует взять с потерпевшего расписку в получении денег с указанием паспортных данных плательщика и получателя, причины выплаты, конкретной суммы и оговорки об отсутствии претензий по аварии. Если же пострадавший согласен подождать, ему нужно взять с виновника расписку с обязательством выплаты по этому инциденту, переписать его паспортные данные, обменяться контактами.

Порядок заполнения Извещения о ДТП

Извещение о ДТП – важнейший документ, состоящий из двух частей: основного и самокопирного листа. Основную часть вместе заполняют и подписывают оба участника аварии. Как только основная часть будет заполнена, бланк необходимо разъединить, чтобы каждый участник получил свой экземпляр. Основной лист и самокопир – равнозначные документы.

Ответственность всех участников аварии определяется только по той информации, которая была внесена водителями на лицевой части бланка.

В соответствии с негласными правилами, основной лист бланка должен быть передан потерпевшей стороне, в то время как самокопир – виновнику аварии. По большому счету, нет никакого значения, кому какой лист достанется. А рекомендации основаны на том, что оригинальную часть бланка проще сканировать и пересылать страховой компании виновника аварии, чтобы она быстрее возместила убытки.

Нельзя вносить корректировки в Извещение после того, как экземпляры бланка был разъединены. Участники аварии самостоятельно должны заполнять оборотную сторону бланка, но это можно сделать в домашней обстановки, чтобы не терять время на дороге. В ряде случаев не помешает обращение к автоюристу для заполнения оборотной части бланка.

Оборотная сторона Извещения содержит специальный бланк, который должен быть заполнен каждым участником аварии отдельно. Информация, которая там будет отражена, позволит быстрее и точнее разобрать страховой случай специалистам.

Извещение можно считать правильно оформленным, если все необходимые графы были заполнены, экземпляры переданы каждому водителю и была заполнена оборотная сторона бланка.

В ряде случаев данные, которые были предоставлены на оборотной стороне бланка, не используются специалистами, чтобы подтвердить страховой случай. Но оформление этого документа необходимо, потому что нельзя давать страховой компании повода для того, чтобы она отказала кому-либо в законной выплате. Если некоторые обязательные графы заполнены не будут, то по закону страховщик может отказать в выплате.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *