Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные изменения в процедуре регистрации переоборудования в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автором документа выступило правительство. В пояснительной записке к закону уточняется, что повышение пошлин обеспечит федеральный бюджет дополнительным доходом. Власти оценивают эту сумму в 700 млн руб. ежегодно.
Этап 1. Предварительная экспертиза
Предварительная техническая экспертиза проводится в испытательной лаборатории. По результатам этой экспертизы водитель должен получить заключение на предмет возможности внесения изменений, которое должно содержать:
- данные уполномоченной организации;
- дату оформления и номер;
- данные транспортного средства;
- предполагаемые изменения конструкции ТС;
- оценку возможности таких изменений;
- описание работ для внесения изменений и требования к используемым компонентам;
- вывод о том, что ТС будет соответствовать требованиям безопасности после переделок;
- список проверок, которые будут проводиться после изменения конструкции.
В Госавтоинспекцию водитель обязан предоставить:
- Заявление.
- Паспорт.
- Заключение лаборатории.
- Доверенность в случае обращения иного лица.
ГИБДД проверяет все документы и выдает разрешение на установку дополнительного оборудования.
Отказать водителю могут, если:
- Не хватает документов.
- Выявлена неверная информация в документах.
- Заключение оформлено лабораторией, которая не включена в специальный реестр.
- Обнаружено нарушение требований безопасности ТС.
- Заключения нет в реестре.
- С автомобилем запрещено выполнять регистрационные действия.
- В заключении указаны изменения конструкции, связанные с повреждением номеров шасси, кабины, рамы, кузова.
- Повышается максимальная масса автомобиля, допустимая заводом-изготовителем.
- Шасси, кабина или кузов заменяются на те элементы, которые не предусмотрены маркой ТС.
- Устанавливается подъемное устройство на грузовой автомобиль, если этот узел не оценивался на данном типе грузовика.
Понятие и виды переоборудования
Нужно помнить, что не все изменения, внесенные в конструкцию автомобиля, должны быть обязательно оформлены в ГИБДД. Если речь идет о замене стандартных запчастей, владелец машины не обязан уведомлять об этом представителей дорожной инспекции. У каждого автомобиля есть определенная конструкция, параметры которой были разработаны на заводе и использовались во время его изготовления. Все изменения должны вноситься под контролем сотрудников службы ГИБДД, которые имеют полномочия для осуществления технического надзора.
Согласно п.7.18 Приложения к ПДД эксплуатация ТС, конструкция которых была изменена, запрещается, если водитель не успел согласовать эту процедуру в ГИБДД. В этом же пункте приведен перечень условий и неисправностей, при которых запрещено передвигаться на автомобиле.
Какие законодательные акты нужно учитывать
Процесс переоборудования происходит с учетом нормативных актов, описанных в приказе МВД РФ, выпущенном 7 декабря 2000 года. В настоящее время приказ дополнен изменениями, которые также следует принимать во внимание. Суть документа сводится к описанию процесса узаконивания внесения изменений в конструкции автомобилей различных категорий. Также существует Технический регламент, где описываются два этапа проверки. Первый из них включает теоретическую возможность смены конструкции, второй подразумевает соблюдение регламентов ПДД после процедуры.
В пункте 77 указано, что сотрудники службы не имеют права организовывать предварительную проверку, если на автомобиль устанавливается сертифицированное оборудование от завода-изготовителя. Если внесение изменений является серийным и указано в конструкторских документах, для этого также не потребуется проверка. В этом случае речь может идти о штатных дополнительных фарах, ГБО или других деталях. Если автомобилист доверяет замену оборудования специальной фирме, ему необязательно изучать законодательные акты, поскольку весь процесс будет контролироваться юристами.
Монтаж, диагностическая карта и протокол экспертизы
Такие услуги возможны в специальных сервисах с соответствующими сертификатами. Специалисты сервиса по окончании работ должны выдать вам декларацию о выполненных работах, копии сертификатов соответствия на использованные детали, сертификат с расшифровкой кода услуг.
Если устанавливают ГБО, дополнительно выдают формы 2а и 2б. Обязательно обратите внимание, чтобы срок службы газобалонного оборудования имел в запасе 2 года. Паспорт с отметкой об освидетельствовании газобалонного оборудования нужно всегда возить с собой.
Далее обновленную машину показываете в пункте технического осмотра (можно в том же сервисе) для проверки и получаете диагностическую карту. Необходимо также оформить протокол технической экспертизы после внесения изменений в конструкцию технического средства. Это возможно в той же испытательной лаборатории.
По номеру двигателя в 2023 году можно найти угнанное авто и привлечь преступников к ответственности даже при таких обстоятельствах, когда машина была перекрашена, перебрана или разобрана и распродана по запчастям.
В учет следует брать и то, что при установке мотора, неподходящего для прочих узлов и агрегатов, транспортное средство может стать опасным, как для самого владельца, так и для прочих участников дорожного движения. Далеко не все модифицирующие действия с автомобилем приемлемы и безопасны.
Учитывая конструктивную сложность автомотора, а также его роль в поиске угнанных авто, органы законодательной власти разработали широкую нормативную базу. Свод документов регламентирует как сам порядок замены двигателя на новый в 2023 году, так и порядок оформления этого действия в МРЭО ГИБДД.
Грамотно ориентироваться в нюансах процедуры поможет внимательное изучение нормативных актов.
Может ли инспектор на дороге оштрафовать за тюнинг?
В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах.
При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде.
советует адвокат.
Что относится к внесению изменений в конструкцию ТС
Под изменением конструкции ТС подразумевается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на уровень обеспечения безопасности дорожного движения.
Любая попытка установить на свое авто не предусмотренное заводом изготовителем оборудование или агрегат потребует соответствующего оформления.
Приведем несколько распространенных примеров.
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
2 Установка на грузовых автомобилях дополнительных топливных баков, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
Дополнительные топливные баки должны быть установлены на предусмотренные изготовителем ТС места и закреплены крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС |
Экспертиза конструкции |
Дополнительные топливные баки установлены на не предусмотренные изготовителем ТС места и не закреплены крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС |
|
3 Установка вместо бортовых и самосвальных кузовов и цистерн седельного сцепного устройства, в отношении которого была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
3.1 В тип ТС должны быть включены модификации, оборудованные седельными сцепными устройствами. При внесении изменений в конструкцию ТС применяются указанные устройства |
Экспертиза конструкции и документации |
В тип ТС данные модификации не включены |
|
3.2 Седельное устройство должно быть закреплено крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС |
Экспертиза конструкции и документации |
Седельное устройство закреплено крепежными элементами, не аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС |
||
3.3 Расположение седельного устройства относительно заднего моста должно соответствовать его расположению на выпускаемых седельных тягачах того же типа и обеспечивать относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90° в каждую сторону |
Экспертиза конструкции и документации. Линейные измерения. Угловые измерения |
Рулетка, угломер |
Расположение седельного устройства относительно заднего моста не соответствует его расположению на выпускаемых седельных тягачах того же типа и не обеспечивает относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90° в каждую сторону |
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
3 Установка вместо бортовых и самосвальных кузовов и цистерн седельного сцепного устройства, в отношении которого была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
3.4 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака ТС должны соответствовать [3] |
В соответствии с ГОСТ 33670—2015 (пункт А.8 приложения А) |
Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3] |
|
3.5 На тягаче должны быть установлены разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа |
Экспертиза конструкции |
На тягаче отсутствуют разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа |
||
4 Установка на грузовые автомобили грузоподъемных бортов, лебедок и гидравлических подъемников для самостоятельной погрузки и разгрузки грузов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
4.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС |
Измерение массы, экспертиза документации |
Весы автомобильные |
Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/ или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС |
4.2 Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2.6 м), а высота — 4,0 м |
Линейные измерения |
Рулетка |
Габаритная ширина превышает 2,55 м. Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м. Габаритная высота превышает 4,0 м |
|
4.3 Грузоподъемные борта, лебедки и гидравлические подъемники должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями |
Экспертиза конструкции |
— |
Грузоподъемные борта, лебедки и гидравлические подъемники не закреплены или закреплены ненадежно |
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
7 Установка на шасси грузовых автомобилей кузовов-фургонов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС, для размещения мастерских, перевозки почты, промышленных и продовольственных товаров (за исключением кузовов-фургонов, специально предназначенных для перевозки людей) |
7.5 При использовании ручки боковой двери поворотного типа (поворачивающейся в плоскости двери) открытый конец ручки должен быть направлен назад по ходу движения автомобиля и загнут по направлению к двери; сама ручка должна быть смонтирована таким образом, чтобы она поворачивалась в плоскости, параллельной двери, и не поворачивалась наружу. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. При использовании ручек боковых дверей, поворачивающихся наружу в любом направлении, непараллельном плоскости двери, открытый конец ручки должен быть направлен назад по ходу движения автомобиля либо вниз. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. Ручка боковой двери фургона может выступать над поверхностью двери не более чем на 40 мм |
Экспертиза конструкции. Линейные измерения |
Линейка |
Не выполнены технические требования |
7.6 Дверные петли фургона могут выступать над поверхностью дверей не более чем на 30 мм |
Линейные измерения |
Линейка |
Дверные петли фургона выступают над поверхностью дверей более чем на 30 мм |
|
7.7 Оборудование мастерской должно быть надежно закреплено. На наружной поверхности фургона не должно быть травмоопасных выступов (в соответствии с требованиями [4]) |
Экспертиза конструкции |
— |
Оборудование мастерской не закреплено, закреплено ненадежно и/или имеет травмоопасные выступы (в соответствии с требованиями [4]) |
|
7.8 Кабина водителя должна быть оборудована с обеих сторон стандартными зеркалами заднего вида |
Экспертиза конструкции |
— |
Кабина водителя не оборудована с обеих сторон стандартными зеркалами заднего вида |
Переделок в машине может быть много, но есть ряд самых распространенных, которые проводят и регистрируют собственники. Конкретней:
- Замена мотора. Регистрировать этот факт нужно, если в результате замены поменялись характеристики двигателя. Если же просто происходит замена на аналогичный, то регистрация, как при конструктивном изменении, не нужна, здесь порядок иной.
- Изменение системы топливного обеспечения, ГБО в частности.
- Установка других световых приборов.
- Переоснащение сидений.
- Реконструкция, задача которой увеличить / уменьшить вес авто.
- Смена тормозной / рулевой системы.
- Замена кузова – это, скорее, не прихоть владельца, а необходимость при восстановлении ТС после аварии.
Указанные выше изменения в конструкции транспортного средства подлежат обязательной регистрации в ГИБДД.
Для чего нужен регулирующий порядок внесения изменений, если уже есть регламент?
В сводном отчете, на который опирается МВД, утверждается, что на данный момент в прохождении необходимых процедур автовладельцами при доработках их автомобилей нет порядка. Неразбериха наблюдается и в получении сопутствующих документов, ради которых приходится бегать из одной инстанции в другую и обратно. Понятно, что многие автомобилисты, узнав о предстоящих бюрократических «мероприятиях», не занимаются законной регистрацией переделок. Кто-то же и вовсе не знает о том, что ряд доработок автомобиля подлежит фиксации в органах, а потому со спокойной совестью, установив несертифицированное оборудование, ездит на переделанной машине по дорогам. В МВД считают, что такие транспортные средства-нелегалы — большая опасность на дорогах.
Безусловно, разработанное постановление правительства о «Порядке регистрации изменений…» панацеей от ДТП с участием доработанных автомобилей не является. Однако, кроме надежд ведомства на снижение числа подобных аварий к 2020 году и тяжести их последствий, не приводится никакой информации о том, что должно подвигнуть владельцев машин с нелегальными изменениями в конструкции выйти из тени. В то, что люди клюнут на предоставляемую в будущем госуслугу, призванную в теории упростить процедуру с посещением Госавтоинспекции, верится с трудом.
Нет данных и о мерах, которые помогут убрать с дорог транспорт с несертифицированным (то есть опасным) оборудованием. Известно лишь, что контролировать порядок регистрации изменений также будут инспекторы ДПС на дорогах и при выявлении несогласованных случаев установки «допов» водителю будет выписан штраф в размере 500 рублей. Кроме того, инспектор может вписать в протокол требование устранить нарушение, а рецидив способен обернуться административным арестом на срок до 15 суток (за невыполнение требований сотрудника полиции, ст. 19.3 КоАП РФ) и прекращением регистрации транспортного средства. Но такая практика действует и сейчас. Словом, ничего принципиально нового нашумевший проект нам пока не сулит.