Выход на пенсию в Беларуси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Кто не имеет права на трудовую пенсию?

Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.

Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.

Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Читайте также:  Когда и как можно применять травматическое оружие

Таблица возраста пенсионеров Беларуси

Для того чтобы граждане Беларуси могли проще ориентироваться в новом законопроекте по изменению пенсионного возраста, предлагаем гражданам пенсионного возраста следующую таблицу:

Дата рождения потенциального пенсионера Период оформления пенсионных выплат Срок получения пенсии
Женщины Мужчины Женщина Мужчина
До 30.06.1962 До 30.06.1957 55 лет 6 месяцев 60 лет 6 месяцев С 01.07.2017
С 01.07.1962 С 01.07.1957 56 лет 61 год С 01.07. 2018
До 30.06.1963 До 30.06. 1958 56 лет 6 месяцев 61 год 6 месяцев С 01.07.2019
С 01.07.1963 С 01.07.1958 57 лет 62 года С 01.07.2020
До 30.06. 1964 До 30.06.1959 57 лет 6 месяцев 62 года 6 месяцев С 01.07.2021
С 01.07.1964 и моложе С 01.07. 1959 и моложе 58 лет 63 года С 01.07.2022

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии

В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.

Читайте также:  Расчёт декретных: онлайн калькулятор

Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.

В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:

  • в 50 лет — женщины;
  • в 55 — мужчины.

До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.

Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:

  • с 53 лет — женщины;
  • с 58 — мужчины,

а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:

  • мужчинами — 63 годов;
  • женщинами — 58.

Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.

Предпенсионер: кто это

Предпенсионный возраст наступает за 5 лет до пенсионного — это сказано в примечании к упомянутой статье 144.1 УК РФ.

Пенсионная реформа уже начала реализовываться, и в течение переходного периода 2019—2022 годов пенсионный возраст будет постепенно сдвигаться. Из следующей таблицы видно, в каком возрасте женщины и мужчины будут выходить на пенсию и считаться предпенсионерами до 2023 года:

Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию Предпенсионный возраст
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
2019 55,5 60,5 50,5 55,5
2020 56,5 61,5 51,5 56,5
2021 58 63 53 58
2022 59 64 54 59
2023 60 65 55 60

Подобные истории отнюдь не редкость, а проблема нехватки страхового стажа, который учитывается при назначении трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, не преувеличена. Например, если страховой стаж человека составляет менее 10 лет, в большинстве случаев он может рассчитывать лишь на социальную пенсию. Ее размер составляет 50% бюджета прожиточного минимума, а это на данный момент всего около 155 руб.

Трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже (но не менее 10 лет) может увеличиться практически в 1,5 раза по сравнению с социальной пенсией. Но это все равно существенно меньше, если сравнить, к примеру, с размером средней пенсии по возрасту неработающего пенсионера – она сейчас составляет порядка 580 руб.

По словам специалиста по трудовому праву, юриста Марии ДОРОФЕЕВОЙ, согласно нашему законодательству работниками предпенсионного возраста считаются те, кому остается два года или меньше до получения права на пенсию по возрасту. У них есть определенные трудовые гарантии. В некоторых случаях предпенсионный возраст может составлять до пяти лет, если наниматель подписал соответствующее тарифное (отраслевое) соглашение, указал это условие в своем коллективном договоре или входит в объединение предприятий, подписавшее такое соглашение.

Способы увольнения по инициативе администрации

В ст.81 ТК приведён перечень случаев, когда работодатель может уволить сотрудника без его согласия. Основные причины, мотивирующие расторжение контракта:

  • ликвидация предприятия, сокращение штата;
  • несоответствие работника должности по квалификации – подтверждается аттестационной комиссией;
  • однократное грубое или множественные нарушения правил безопасности, трудовой дисциплины, прогул, нахождение в пьяном виде, воровство или уничтожение чужого имущества на территории компании;
  • утрата доверия к работнику, занятому на обслуживании товарно-денежных ценностей, когда его вина установлена;
  • в иных случаях, предусмотренных ТК и законодательством.

Правила сокращения штатов

Сокращение штатов состоит из нескольких этапов. Если работодатель нарушит правила, его можно привлечь к ответственности и признать увольнение незаконным (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 144.1 УК РФ):

  1. В организации издают приказ о сокращении штатов. В нем указывают перечень должностей, которые подлежат ликвидации, и лиц, ответственных за проведение мероприятий.
  2. Направляют письменное уведомление в органы занятости населения и профсоюзную организацию, если она создана на предприятии (ст. 82 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения…»).
  3. Определяют тех, кто не может быть сокращен или имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе (ст. 179, ст. 261 ТК РФ).
  4. Не менее чем за 2 месяца до расторжения трудового договора сокращаемых работников уведомляют под роспись. Сотрудник может быть уволен досрочно, но только с его письменного согласия. В качестве компенсации ему необходимо выплатить средний заработок за период, оставшийся до даты увольнения (ст. 180 ТК РФ).
  5. При наличии в компании вакантных должностей их предлагают сокращаемым по роспись. Если для вакантной должности требуют особые навыки и умения, работодатель вправе провести собеседование, чтобы определить соответствие работника вакантной должности. Перевод на вакансию в подразделение компании в другом регионе возможно только тогда, когда это предусмотрено трудовым или коллективным договором (ч. 3 ст. 81, ст. 180 ТК РФ).
  6. Если сокращаемый сотрудник член профсоюза, работодатель запрашивает мнение профсоюзной организации.
  7. Оформляется расторжение трудового договора и вносится запись в трудовую книжку. В последний рабочий день работнику выплачивают зарплату и выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Если работник к концу второго месяца после увольнения так и не нашел работу, работодатель обязан выплатить ему сохраненный за ним средний заработок.
Читайте также:  Возврат алиментов при оспаривании отцовства

Условия и порядок продления контракта с работником предпенсионного возраста

Как отмечалось выше, в отношении работника предпенсионного возраста законодатель предусмотрел условия для продления (заключения нового) контракта с ним — работник должен добросовестно работать и не допускать нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. При этом срок продления (заключения нового) контракта с таким работником определяется с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на соответствующий календарный год.

Так, в 2021 г. общеустановленный пенсионный возраст для женщин составляет 57,5 лет, для мужчин — 62,5 года. Следовательно, предпенсионный возраст в 2021 г. — 55,5 и 60,5 лет соответственно (см. таблицу 2).

Необходимо отметить, что при решении вопроса о продлении (заключении нового) контракта с работником предпенсионного возраста следует учитывать не только применение к такому работнику мер дисциплинарного взыскания, но и применение иных мер правового воздействия (к примеру, лишение (снижение) премии), определенных локальным правовым актом, коллективным договором.

Следовательно, условиями для продления (заключения нового) контракта с работниками предпенсионного возраста являются два обстоятельства:

  • предпенсионный возраст;
  • добросовестное отношение к труду и отсутствие нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.

Директору на заметку
Гарантия по продлению (заключению нового) контракта заключается в том, что наниматель обязан продолжить трудовые отношения с работником предпенсионного возраста, основанные на контракте, при соблюдении им вышеизложенных условий.

Продление контракта с такими работниками производится не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста, заключение нового контракта — не менее чем на один год.

В случае недостижения соглашения между сторонами контракта о сроке его продления (в частности, в большую сторону) он должен быть продлен не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста с оформлением соответствующих реквизитов на контракте, изданием приказа о продлении контракта и ознакомлением работника с ним под подпись. Если работник отказывается от подписания (ознакомления) с указанными документами, полагаем необходимым составление акта.

Увольнение работника предпенсионного возраста по истечении срока действия контракта будет правомерным в двух случаях:

  • при применении к такому работнику мер дисциплинарного взыскания и (или) применении иных мер правового воздействия (к примеру, лишение (снижение) премии);
  • при наличии письменного заявления работника об увольнении по истечении срока действия контракта.

Проблему не решили, а отсрочили?

Многие эксперты — белорусские и из международных финансовых институтов — уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. «Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, — утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. — Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех».

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас — 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы — уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: «чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции».


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *