Недоимка по налогам: что это такое, порядок взыскания, последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недоимка по налогам: что это такое, порядок взыскания, последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?

Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).

Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.

И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.

Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).

Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.

Есть и другие основания для списания недоимки:

  • компания ликвидируется;
  • инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

Читайте также:  Как заполнять путевой лист с учетом изменений марта 2023 года

Как получить максимум

  1. Выбирайте правильную форму собственности: если вам не нужны преимущества ООО, то выбирайте ИП — дешевле получать прибыль.
  2. Выбирайте правильную систему налогообложения. Если вы экспортер или вашим клиентам нужен входящий НДС, то выбирайте ОСН. Если вам не нужна ОСН, то выбирайте УСН. Если вы ИП, то выбирайте патент.
  3. Проанализируйте льготы, которые предоставляют регионы на ваш вид деятельности. Рассмотрите возможность открытия бизнеса в регионе с уменьшенными ставками.
  4. Работайте с подрядчиками на НДС, если у вас ОСН и запрашивайте у подрядчиков счет-фактуры на аванс, если вы попадаете в кассовые разрывы из-за НДС.
  5. Правильно оформляйте документы, согласуйте с бухгалтером учетную политику и используйте лизинг с амортизационной премией, чтобы уменьшить налоги.
  6. Используйте структуризацию бизнеса, если хотите разделить бизнес на отдельные направления и уменьшить налоговую нагрузку на группу в целом. Но делайте это грамотно с опытными налоговыми юристами.
  7. Используйте агентский договор (договор подряда), если вы являетесь посредником. В некоторых ситуациях он позволит применять УСН и снизить налоговую нагрузку.
  8. Используйте простое товарищество, если вам нужно формализовать отношения группы компаний и вам нужно использовать общие ресурсы.
  9. Используйте займ компании, чтобы получать дешевую прибыль и вводить деньги в компанию.
  10. Работайте с самозанятыми и ИП, если вам не требуется оформлять физических лиц по трудовому договору.

Можно ли добиться значительного сокращения налогооблагаемой базы, работая с сомнительными долгами?

Да, эти резервы очень существенны. В Налоговом кодексе указано: «Перечисление резервов по сомнительным долгам не может превышать большую из величин – либо 10 % выручки за налоговый период, либо 10 % выручки за отчетный период». Налоговый период – это календарный год. Отчетный период – месяц либо квартал (устанавливается самой организацией).

Пункт о 10 % выручки за налоговый период означает, что вы можете вывести из-под налогообложения сумму, которая больше среднемесячной выручки вашего бизнеса за прошлый год. Это очень серьезные средства. Они не уйдут из вашей компании, будут на протяжении некоторого времени оборачиваться внутри нее. Например, если выручка вашего бизнеса в 2019-м составила 30 миллионов, в этом году вы можете резервировать до 3 миллионов рублей, освобождая сомнительные долги от налога на прибыль. Но надо помнить : после того как вы все-таки получите просроченный платеж, обязательства по уплате налога восстановятся! Но к тому моменту вы успеете обернуть эти суммы внутри бизнеса

Иногда выгоднее брать 10 % выручки не за последний год, а за последний квартал (т.е. отчетный период). Это происходит в том случае, если ваш бизнес новый либо быстро растущий. Хороший бухгалтер обязан включать финансовую логику и понимать, какой вариант выгоднее для компании.

Ставка налога на прибыль 20% состоит из двух частей. В 2023 году они таковы:

  • региональная – 17%;
  • федеральная – 3%.

Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены нулевые федеральные и региональные ставки. То есть такие компании по факту этот налог не уплачивают. Ставка 0% применяется в отношении доходов, полученных:

  • образовательными и медицинскими организациями;
  • организациями, осуществляющими соцобслуживание граждан;
  • участниками проекта Сколково;
  • сельскохозяйственными производителями и рыбохозяйственными организациями.

Кроме того, федеральная часть налога на прибыль равна нулю для резидентов:

  • свободной экономической зоны Крыма и Севастополя;
  • порта Владивосток;
  • экономической зоны Магаданской и Калининградской областей;
  • туристско-рекреационного кластера и некоторых других зон.

Региональная часть ставки может быть понижена решениями властей субъекта РФ для отдельных категорий плательщиков. Так, в Москве для общественных организаций инвалидов, а также тех, кто использует их труд, региональная ставка установлена на уровне 12,5%.

При проведении проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС может запросить документы, необходимые для подтверждения прав на льготные ставки.

Особенности списания задолженности по налоговой амнистии

Механизм списания налоговой задолженности по амнистии запускается на основании специального федерального закона (так, в 2018 году долги списывались по ФЗ-436 от 28.12.2017 г.). Налоговая амнистия предусматривает, что долги списываются в автоматическом режиме, т.е. налогоплательщикам не нужно совершать каких-либо действий (направлять заявления, посещать налоговую инспекцию и т. д.). При этом положения распространяют свое действие на те долги, которые признаются просроченными.

В 2018 году амнистия позволяла списать налоги, сформированные на 1.01.15 г. Для физических лиц списывались следующие категории долгов:

  • по налоговым платежам за транспорт;
  • по налоговым платежам за имущество;
  • по налоговым платежам за землю.

В 2019 году информации о планах по проведению налоговой амнистии не было. Поэтому, если у вас есть необходимость в том, чтобы списать налог, нужно или использовать другие способы, или ждать принятия решения о начале амнистии.

Что нужно для списания налогов при признании банкротом?

Списание долгов (причем не только перед налоговыми органами) при помощи процедуры банкротства может стать решением в том случае, если должник не способен исполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами. Причем, если раньше признать банкротом можно было только юридических лиц, то сейчас эта возможность стала доступна и обычным гражданам.

Итак, получение статуса банкрота позволяет списать налоги, однако сделать это можно только при условии, что вырученных от продажи имущества денежных средств будет недостаточно для уплаты долга.

Для списания налоговой задолженности после получения решения суда о признании банкротом налогоплательщику потребуется подать заявление в налоговую инспекцию и приложить к нему документы, подтверждающие статус банкрота и наличие задолженности. При банкротстве задолженность также признается безнадежной, но уже на основании того, что гражданин является финансово несостоятельным.

Важно! Судебная практика говорит о том, что иногда в ходе процедуры банкротства делается вывод о том, что должник намеренно уклонялся от уплаты налогов. В этом случае списать налоговые долги нельзя.

При этом нужно иметь в виду, что банкротство влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для гражданина. Так, например, при обращении за кредитом на протяжении 5 лет после получения статуса банкрота гражданин будет обязан сообщать об этом факте банку. Также нельзя в течение 3 лет занимать должности в органах управления юридическим лицом. Поэтому, принимая решение списать долги при помощи банкротства, следует просчитывать все плюсы и минусы этого варианта.

Таким образом, закон на сегодняшний день предоставляет гражданам возможность избавиться от налоговой задолженности, однако реализовать это право реально только при наличии соответствующих обстоятельств (просроченная задолженность, основания для признания банкротом).

Если вы планируете списать налоги, мы рекомендуем обязательно обращаться к юристу: специалист проанализирует возможность списания тем или иным способом и окажет профессиональную юридическую помощь на всех этапах процедуры.

Работаем над доходами

Прежде чем пускаться на ухищрения, проверяем, все ли доходы текущего года учтены вовремя. Для этого первым делом нужно получить от контрагентов недостающие бумаги на поступления этого года, чтобы отразить их в налоговом учете. Дальше над доходами можно работать в трех направлениях:

  • поиск внутренних «доходных» резервов;
  • перенос доходов из будущего года в текущий;
  • создание доходов, которые в следующих периодах станут расходами;
  • создание доходов, суммы которых потом нельзя будет списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Это наименее выгодно, поскольку 20% от их величины останутся в бюджете в качестве налога на прибыль навсегда. А в первых трех случаях с деньгами придется расстаться лишь на время, о чем мы расскажем дальше.
Читайте также:  Где получить кадастровый план земельного участка

Искусственное создание доходов

Такие способы сводятся к искусственному созданию доходов (обычно выбирают те доходы, которые не формируют базу по НДС). Все они опасны по двум причинам.

Во-первых, они предполагают заключение мнимых либо притворных сделок. Заподозрив, что все операции проведены только ради создания налоговых последствий либо не проведены вовсе, а существуют лишь на бумаге, инспекторы предъявят претензии о необоснованной налоговой выгоде . Только это будут претензии не к компании, а к ее контрагентам, которые отразят у себя расходы по этим сделкам и, если операции подпадали под НДС, вычеты по нему. Тем не менее компания тоже рискует — если в дальнейшем она спишет в расходы в составе просроченной дебиторки суммы, отраженные ранее в качестве доходов по сделкам, которые не были исполнены. Вот к этим расходам и могут проявить внимание налоговики.

Во-вторых, использование подобных способов завышает отражаемые в бухучете доходы и прибыль компании по сравнению с фактическими, а значит, ведет к искажению финансовой отчетности.

Способ 8. Продать с возвратом

Идея в том, что до конца года компания продает что-нибудь дружественной фирме, которая является плательщиком НДС, и признает выручку в доходах от реализации. Одновременно нужно списать в расходы стоимость проданного товара. Поэтому обычно для продажи выбирают имущество, которое числится в налоговом учете по стоимости, существенно меньшей, чем цена реализации. В следующем году покупатель возвращает товар. Если у поставщика за период отгрузки товара в налоговом учете сформирована хотя бы небольшая прибыль, то он вправе отразить возврат товара текущим периодом как исправление искажения налоговой базы за прошлый год, которое привело к излишней уплате налога . В налоговом учете он покажет:

  • в расходах — продажную стоимость товаров (как убытки прошлых лет );
  • в доходах — стоимость возвращенного покупателем товара, которая ранее была признана в расходах (как доходы прошлых периодов ).

Как видим, способа, который подошел бы каждой компании и при этом не имел бы недостатков, не существует. Какие из вариантов выбрать — решать вам вместе с руководством. К тому же большинство из перечисленных приемов применяют в качестве «пожарной» точечной корректировки налоговой базы, когда конец года близок и становится ясно, что в налоговом учете будет убыток. Однако если предполагается, что деятельность компании на протяжении нескольких следующих лет не принесет прибыли, то проблему конфликтов с налоговиками по поводу убытков лучше решать системно. Та часть решения проблемы, которая находится в компетенции бухгалтерии, — подстройка под ожидаемую убыточность налоговой учетной политики. Основные направления работы таковы:

  • проработка состава прямых и косвенных расходов, который Налоговый кодекс оставляет на усмотрение налогоплательщиков . Прямые расходы, в отличие от косвенных и внереализационных, в налоговом учете списываются не сразу, а только в периоде признания выручки . Поэтому чем больше затрат попадет в эту группу, тем меньше будет формируемый в налоговом учете убыток;
  • «замедление» амортизации: отказ от амортизационной премии и повышающих коэффициентов, использование понижающих коэффициентов.

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность — это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений — например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Бессрочность налоговой недоимки

Срок давности выявления недоимки Налоговым кодексом не установлен. Общий срок давности (три года), который оговаривается ст. 196 Гражданского кодекса, к налоговым отношениям неприменим. Об этом говорится в Письме Минфина России от 11 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-57. А значит, инспекторы могут потребовать уплатить недоимку, которая возникла за пределами трехлетнего периода.

Налоговый кодекс для некоторых случаев оговаривает сроки давности. Во-первых, подача заявления о возврате излишне уплаченного налога. Обратиться за возвратом можно в течение трех лет со дня уплаты соответствующей суммы (ст. ст. 78, 79 НК РФ). Во-вторых, взыскание налога за счет имущества. Если у бизнесмена нет денег на расчетном счете или их недостаточно, инспекторы могут принять решение о взыскании долга за счет иного имущества. Для этого отводится один год после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (ст. ст. 47, 48 НК РФ). В-третьих, устанавливается срок давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ), то есть максимально возможный срок, когда коммерсант может быть оштрафован за неуплату налогов. Если со дня совершения проступка либо с момента окончания налогового периода (квартала или года, в зависимости от вида налога), в течение которого совершено это нарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года, то оштрафовать коммерсанта за неуплату нельзя. А вот взыскать саму недоимку Кодекс не запрещает. Интересно, что заявить о возврате переплаты можно только в течение трех лет, а в отношении долгов перед бюджетом сроки не установлены.

Налоговые инспекторы пользуются этой неоднозначностью Кодекса, выставляя коммерсантам требования об уплате или засчитывая возникшую переплату в счет старых долгов.

Комментарий к ст. 122 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

В пунктах 19 и 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

Читайте также:  Продажа квартиры в ипотеке: Можно ли перепродать?

При применении статьи 122 НК РФ необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В случае если задолженность перед соответствующим бюджетом ввиду переплаты по предыдущим налоговым периодам отсутствует, отсутствует и событие налогового правонарушения, что влечет невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется.

Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251.

По вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС в случае выставления счета-фактуры выработан подход, согласно которому к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС может быть привлечен только налогоплательщик этого налога. А поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, привлечение к ответственности является незаконным (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06, ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09).

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является наличие недоимки по налогу.

Установив, что на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль и на момент истечения срока уплаты налога на прибыль за спорный период имелась переплата, превышающая сумму налога, подлежащую уплате за этот период, суд пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на прибыль.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.11.2012 N А40-536/12-140-3 отметил, что, поскольку до предъявления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил как сумму налога, так и пени, а также с учетом того, что на день вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налогоплательщика отсутствовала недоимка перед бюджетом, отсутствуют основания для привлечения к налоговой ответственности.

В Определении ВАС РФ от 13.11.2012 N ВАС-11039/12 суд указал на правомерность выводов суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела (организация представила уточненную налоговую декларацию с исчисленным к уплате налогом, уплатила налог и сумму пеней до завершения камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации) привлечение организации к налоговой ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ признано судом недопустимым.

Указанная норма предусматривает взыскание штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Применительно к проверенной налоговым органом уточненной налоговой декларации состав налогового правонарушения отсутствует.

В Постановлении ФАС Московского округа от 25.10.2012 N А40-124075/11-90-514 суд пришел к выводу, что ответственность на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ наступает только в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль по результатам налогового периода. В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по налогу на прибыль ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ не может быть применена.

Цель статьи 54.1 НК РФ и ее соотношение с иными предписаниями налогового законодательства

Письмо 2017 года указывало, что статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. В новом письме эта достаточно размытая формулировка была конкретизирована, и целью статьи стало противодействие налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счет причинения ущерба бюджетам публично-правовых образований. Таким образом ФНС выделяет основную опасность «агрессивной» налоговой оптимизации.

Также отличительной чертой нового письма является большое количество отсылок к судебной практике. Так, со ссылкой на позицию Конституционного Суда РФ, указано, что положения статьи 54.1 НК РФ направлены на конкретизацию механизмов налогового контроля для поддержания баланса частных и публичных интересов при выявлении незаконного уменьшения налоговой базы. Восприятие судебных позиций ФНС представляется логичным, поскольку почти за 3,5 года с момента введения статьи 54.1 в НК РФ сформировался достаточный объем судебной практики, а также является хорошей новостью для налогоплательщиков, поскольку реакция и действия налоговых органов становятся более предсказуемыми.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *