Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы деяние было признано административным правонарушением, оно обязательно должно иметь определенный состав. Должен быть сам субъект — лицо, которое совершает деяние, а также объект — то, в отношении чего направлены действия. Объектом правонарушения могут быть общественные отношения в какой-либо сфере.

Когда административное взыскание не может быть применено?

В законе указывается несколько определенных обстоятельств, при наличии которых наказание не может быть применено в отношении конкретного лица. Один из них — это истечение срока давности, который для каждого типа правонарушения устанавливается отдельно. Примером таковых обстоятельств также может послужить отмена закона, на основании которого было наложено взыскание или был издан акт амнистии по данной статье.

Также наказание не применяется в том случае, если виновное лицо действовало в ситуации крайней необходимости. Дело об административном правонарушении закрывается в том случае, если лицо, в отношении которого оно возбуждено, признано умершим.

Итак, мы подробно рассмотрели вопросы, которые касаются административных правонарушений и о том, что такое постановление по делу об административном правонарушении.

Порядок обжалования постановления

Первое на что стоит обратить внимание при обжаловании постановления об административном правонарушении это кто имеет право на обжалование и куда обращаться для обжалования.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:

  • лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • потерпевшим (физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);
  • законными представителями физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права;
  • законными представителями юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим;
  • защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • представителем потерпевшего;
  • уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Согласно ст. 30.1 КоАП РФ: «Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

  • вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
  • вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное руководителем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместителями, руководителями структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, их заместителями – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела».

В каких случаях выносится постановление об административном правонарушении?

В соответствии с законом, вынесение постановления является конечным итогом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исхода может быть два. Сотрудник государственной службы выносит постановление о назначении наказания либо о прекращении.

Дело об административном проступке может быть возбуждено только на основании КоАП (кодекс об административных правонарушениях). Если законом деяние не считается нарушением, то санкции к вам применяться не могут.

Например, курение на детской площадке является противоправным деянием. Санкция за него предусмотрена ст. 6.24 КоАП. Поэтому сотрудник полиции имеет право возбудить административное дело и оштрафовать курильщика на сумму от двух до трех тысяч рублей. А если вы захотите днем на этой же площадке спеть, то вас за это наказать не смогут. Даже если ваш творческий порыв никому не понравится. Так как в нашей стране пение не считается административным правонарушением.

Кроме самого состава преступления, для начала производства по делу должны быть соблюдены определенные условия. Так, для вынесения постановления об административном правонарушении и привлечения к ответственности человека обязательно наличие двух факторов: его вменяемость и достижение им 16-летнего возраста. Также должна быть доказана вина и умысел правонарушителя.

Когда имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, а оно все таки возбуждено, то оформляется постановление о прекращении. Например, если нарушитель совершил проступок при крайней необходимости или умер. Также дело должно быть прекращено, если истек срок привлечения к административной ответственности. Полный список обстоятельств, при которых оформляется такой документ, вы можете посмотреть в конце статьи.

Постановление о назначении наказания за правонарушение или о прекращении производства оформляют сразу же после окончания рассмотрения дела. В течение трех дней оно должно быть направлено нарушителю, пострадавшей стороне и должностному лицу, которое составило протокол об административном проступке.

Что такое постановление об административном правонарушении?

Постановление об административном правонарушении – это процессуальный документ, оформляемый уполномоченными сотрудниками государственных органов по факту фиксации нарушения. Согласно ч.2 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если виновник отрицает свою вину, дополнительно к постановлению составляется протокол.

Наличие постановления является основанием для возбуждения административного производства. Также важным моментом является то, что его можно оформлять только при нарушениях, трактующихся КоАП РФ. Если совершается уголовное преступление, используются совершенно другие процессуальные документы.

Одним из основных критериев для составления постановления является виновность и вменяемость лица. Также виновник обязательно должен быть старше 16 лет – возраста наступления административной ответственности.

Рассмотрим, в каких случаях и кто может оформлять постановление:

Основание Кто выносит
Любые нарушения ПДД Инспектор ГИБДД
Нарушение правил пребывания в РФ иностранными гражданами, несоблюдение сроков пребывания, иные нарушения миграционного законодательства УВМ МВД
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований, несоблюдение Закона о защите прав потребителей; административные нарушения, допускаемые медицинскими организациями при обороте наркотических и иных запрещенных средств Роспотребнадзор
Несоблюдение экологических требований, незаконный пал травы, искажение или сокрытие экологической информации, нарушение правил охраны водных и лесных объектов Экологический надзор. Дополнительно могут привлекаться ответственные сотрудники администрации и полиции
Нарушение карантина, непринятие мер по правильному ведению животноводства, несвоевременная вакцинация животных Ветеринарный надзор
Незаконная предпринимательская деятельность без регистрации, несвоевременная сдача отчетов, нарушение сроков уплаты налогов ИФНС
Нарушение правил импорта или экспорта, непредоставление деклараций на товары при пересечении границы Таможенные органы
Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении 3 ребенка в 2023 году

Также существует ряд других административных проступков, при которых представители госорганов могут составлять постановления. Самыми распространенными являются нарушения ПДД: согласно официальным данным ГИБДД, за 2021 год сотрудниками было вынесено 129,2 млн. постановлений, из них исполнено 101,9 млн. По сравнению со статистикой за 2021 год, показатели нарушений выросли в среднем на 17%.

Обжалование постановлений

Тот, кто выносит постановление об административном правонарушении, не является последней инстанцией в процессе судопроизводства по данным вопросам. Любое решение должностного лица всегда может быть оспорено в судебном порядке, если правильно соблюдать всю инструкцию и сроки, представленные в законе РФ (ст. 29.9 КоАП РФ).

В том случае, если необходимо оспорить решение органа, который вынес постановление, необходимо прикрепить к его копии заявление в районный суд, в котором необходимо сделать запрос на пересмотр принятого решения. Судебный орган обязан рассмотреть запрос в течение 2 месяцев с момента подачи — именно такой срок прописан в законе. Что касается срока обжалования постановлений об административных правонарушениях, то он составляет 10 календарных дней. На 11 день принятый и необжалованный акт вступает в законную силу.

Одна из основных стадий в делопроизводстве данного типа — это исполнение постановлений об административных правонарушениях. Данный вид деятельности осуществляется особыми органами государства, в компетенции которых находится указанный в постановлении вид деятельности.

Так, например, все постановления по делам об административных правонарушениях в отношении изъятия имущества или его конфискации должны быть реализованы службой судебных приставов, для чего должен быть сформирован и направлен заполненный лист установленной формы. В том случае, если сутью постановления было наложение административного ареста, то реализация такового будет возложена на органы внутренних дел. Если речь идет об административном выдворении за пределы территории России, то в данном случае постановление осуществляется миграционной службой и так далее.

Законодательные основания оформления обжалования постановления

Административное нарушение прав – это действие (бездействие) человека или организации, которое ущемляет права человека и наносит вред обществу. Оно определяется следующими факторами:

  • общественной опасностью;
  • противоправностью;
  • виновностью;
  • наказуемостью;
  • аморальностью.

Виды административных правонарушений

Чтобы привлечь виновного к ответственности, составляется протокол, в котором фиксируются все необходимые сведения. На основе этого документа выносится постановление, в котором описываются санкции против виновного лица. Полиция может самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности или же передать дело в суд.

Согласно закону, решение о правонарушении можно обжаловать, то есть в письменном виде потребовать восстановления справедливости.

Орган, в который было направлено заявление, обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. Заявление будет рассматриваться только при личном присутствии человека, подавшего его. На заседании заявитель может привести доводы, которые подтверждают незаконность решения.

Право на обжалование постановления закрепляется 30 статьей КоАП России. Эта статья состоит из 19 пунктов, в которых рассматриваются следующие моменты:

  • кто может подать заявление;
  • какие решения могут быть пересмотрены;
  • порядок подачи жалобы;
  • сроки подачи и рассмотрения заявления.

Нюансы составления при наличии штрафа

При условии, что нарушителю в качестве меры ответственности назначили штраф, помимо описанных выше пунктов, обязательно указывающихся в тексте постановления согласно утвержденным правилам, то нужно вписать в бумагу также:

  • сведения о получателе данной денежной санкции;
  • сумме выплаты, подлежащей к перечислению жертве преступления или в государственную казну.

В ситуации, когда порядок вручения финансовой компенсации потерпевшему определяет судебная инстанция, и судья выносит, соответственно, интересующее нас постановление, то в тексте этой документации также прописываются:

  • величина нанесенного пострадавшему гражданину ущерба;
  • сроки, когда искомый урон должен быть компенсирован;
  • порядок уплаты денежных средств.

Комментарий к Статье 31.1 КоАП РФ

1. Момент, с которого постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вступают в законную силу, и регулируется данной статьей.

Устанавливаемый порядок вступления указанных постановлений и решений в законную силу согласуется с положениями статей 30.1 и 30.9 КоАП (см. комментарии).

Необходимо отметить, что обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление, по общему правилу через 10 дней после вынесения постановления, определения.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

2. Свойство законной силы решения означает, что оно является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Существуют две категории решений, принимаемых арбитражным судом первой инстанции, в виде исключения приобретающих законную силу немедленно после их принятия. Это решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 34 АПК) и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 195 АПК). Предоставление законной силы указанным решениям немедленно после принятия вызвано их исключительной важностью для правопорядка в стране или отдельных ее регионах.

О привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 4 ст. 206 АПК);

Об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 5 ст. 211 АПК).

3. По другим смежным вопросам, возникающим при рассмотрении соответствующих положений, необходимо обращаться к главе 30 КоАП (см. комментарий).

Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний

Производство по делу должно быть прекращено, если истек срок давности его исполнения. По общему правилу постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Читайте также:  с какого возраста можно отдать ребенка в ясли по закону

Иной срок давности называет ст. 321 АПК РФ. В ней сказано: «Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению… в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу…» Здесь имеется конфликт специальной нормы КоАП и общей нормы АПК. К тому же следует учитывать, что нормы КоАП связаны с защитой публичных интересов, регулируют применение наказаний, карательную деятельность, а общие нормы АПК РФ защищают частные интересы, регламентируют применение правовосстановительных санкций, разрешение споров.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 24 января 2003 г. разъяснил арбитражным судам: «…при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания… может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу».

Давность исполнения связывается с началом исполнения (приведение, обращение к исполнению), а не с его завершением. Действующим законодательством вообще не установлен срок, в течение которого исполнение должно быть завершено. Если постановление приведено в исполнение, его исполнение начато, то непосредственное исполнение может продолжаться сколь угодно долго.

В целях борьбы с теми, кто стремится избежать заслуженного наказания, ч. 2 ст. 31.9 КоАП предусмотрено прерывание срока давности приведения исполнения в действие, если виновный уклоняется от исполнения вынесенного в отношении его постановления. Факт сокрытия вещей, доходов, уклонения виновного от отбытия ареста, передачи документов и т. п. должен быть оформлен актом уполномоченного должностного лица. Желательно, чтобы такой документ подписали понятые.

С даты составления акта об уклонении перестает течь срок давности исполнения. Течение срока возобновляется со дня обнаружения виновного, его имущества, доходов, т. е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу взыскание.

В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка, рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором.

Исполнение постановлений о лишении специального права

Наиболее часто на практике лишаются права на управление автомототранспортных средств водители за нарушение Правил дорожного движения. Постановление судьи о лишении такого права исполняется органами внутренних дел. В основном этим занимаются должностные лица структурного подразделения ОВД — ГИБДД.

Постановление судьи о лишении права на управление трактором, самоходной машиной, другими видами самоходной техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием этой техники. К таковым в соответствии со ст. 23.35 КоАП РФ относятся органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, системы Министерства сельского хозяйства РФ.

В ст. 32.6 КоАП РФ говорится об изъятии у виновного документа, которым удостоверяется, что гражданину дано специальное право (на управление автомототранспортным средством, охоту).

Очевидно, что изъятие документа, подтверждающего право лица на управление транспортным средством, охоту, — лишь формальная часть карательного воздействия, содержащаяся в таком наказании, как лишение специального права. Главное же в том, что виновный на определенный срок лишается права заниматься определенным видом деятельности. А если он будет ею заниматься, то, независимо от того, изъят у него соответствующий документ или нет, его действия будут квалифицироваться как нарушение правил охоты, дорожного движения и т. д.

Соответственно исполнение постановления о лишении специального права предполагает последующий контроль за тем, чтобы наказанный не занимался соответствующей деятельностью.

О водителях-профессионалах, которые работают в таком качестве по найму в организациях, у частных лиц на переданных им или на своих транспортных средствах и были лишены права на управление, ГИБДД обязана сообщить по месту их работы об этом. Постановление о лишении водителя права на управление транспортными средствами является основанием для увольнения лица с работы или перевода его с его согласия на другую работу.

Часть 2 ст. 32.7 КоАП РФ содержит правило исчисления срока лишения специального права в тех случаях, когда документы на право управления транспортными средствами и охотничьи билеты не были изъяты, а виновные уклоняются от их сдачи после вступления постановления в законную силу. При таких условиях срок лишения специального права прерывается. Он начинает исчисляться со дня сдачи виновным или изъятия у него документа.

Очевидно, что применение специального правила исчисления сроков влечет неблагоприятные последствия для лица, уклоняющегося от исполнения наказания. Поскольку время до сдачи (изъятия) документа не включается в срок лишения права, общий (фактический) срок наказания становится больше, чем срок, названный в постановлении судьи. По существу, ч. 2 ст. 32.7 содержит «исполнительскую санкцию» для виновных, а значит, такая санкция не должна применяться, если лицо не уклоняется от выполнения обязанности, но из-за болезни, по другим уважительным причинам не могло своевременно ее выполнить.

Если лицо, ранее лишенное специального права за административное правонарушение, за новое административное правонарушение подвергнуто такому же наказанию, то срок исполнения нового наказания начинает идти со дня, следующего за днем окончания первого назначенного административного наказания.

Комментарий к Статье 29.10 КоАП РФ

1. Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.

2. Это постановление в обязательном порядке должно содержать определенные реквизиты. Должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Кроме того, из текста постановления должно быть видно, что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу.

3. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

4. В ходе рассмотрения дела должны быть установлены обстоятельства, подтверждающие противоправность деяния, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наличие или отсутствие данных обстоятельств должно найти отражение в постановлении. В постановлении указывается и правовая квалификация совершенного деяния, то есть те нормы законодательства, которые предусматривают административную ответственность за совершение правонарушения.

5. Важнейшая часть постановления — это мотивированное решение по делу. Мотивированное решение — это общая оценка деяния привлекаемого к ответственности субъекта. Это признание виновности или невиновности лица и решение о применении того или иного вида административного наказания.

6. В постановлении указываются срок и порядок обжалования.

7. В целях оптимизации процесса исполнения наказания о наложении административного штрафа необходимо указать информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов. Кроме того, назначение такого вида наказания, как административное приостановление деятельности, должно быть конкретизировано в постановление по делу об административном правонарушении. Должны быть четко указаны мероприятия, осуществление которых будет иметь целью административное приостановление деятельности субъекта, привлеченного к административной ответственности. А в том случае, если данное наказание применяется за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указываются меры, направленные на приостановление операций по счетам.

Читайте также:  Как выписать постороннего человека из собственной квартиры без его согласия?

8. Особо стоит вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснило, что, учитывая что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией, судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП. Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

9. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Одна из основных стадий в делопроизводстве данного типа — это исполнение постановлений об административных правонарушениях. Данный вид деятельности осуществляется особыми органами государства, в компетенции которых находится указанный в постановлении вид деятельности.

Так, например, все постановления по делам об административных правонарушениях в отношении изъятия имущества или его конфискации должны быть реализованы службой судебных приставов, для чего должен быть сформирован и направлен заполненный лист установленной формы. В том случае, если сутью постановления было наложение административного ареста, то реализация такового будет возложена на органы внутренних дел. Если речь идет об административном выдворении за пределы территории России, то в данном случае постановление осуществляется миграционной службой и так далее.

Как составить жалобу на протокол об административном правонарушении?

В жалобе необходимо указать адресата – суд или должностное лицо, которому направлена жалоба. В тексте указывается номер обжалуемого постановления. Необходимо указать причины незаконности вынесенного постановления об административном правонарушении:

  1. Неверно составлен протокол, не учтены некоторые обстоятельства
  2. Лицо, в отношении которого рассматривалось дело, не было уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
  3. Событие правонарушения отсутствовало
  4. Состав правонарушения отсутствует
  5. Лицо действовало в состоянии крайней необходимости
  6. Отмена нормы, устанавливающей ответственность
  7. Истечение сроков давности привлечения
  8. Недоказанность обстоятельств нарушения
  9. Существенное нарушение процессуальных требований к порядку рассмотрения
  10. Иные основания, которые найдет наш адвокат в деле при защите Ваших прав

Другой комментарий к статье 29.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9.

Реквизиты, определенные п. 1 — 7 ч. 1 комментируемой статьи, должны быть определены в постановлении о назначении административного наказания либо в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в ст. 24.5 КоАП, может быть вынесено до передачи дела на рассмотрение либо по результатам его рассмотрения; постановление о назначении административного наказания выносится только по результатам рассмотрения дела. Постановление о назначении административного наказания выносится в отношении физического, юридического лица, вина которого в совершении административного правонарушения доказана при рассмотрении дела.

2. О сроках и порядке обжалования постановления по делу об административном правонарушении см. комментарии к ст. 30.1 — 30.9.

3. Согласно ч. 1 ст. 4.7 КоАП судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В постановлении о назначении административного наказания, вынесенном судьей в данном случае, указывается размер ущерба, подлежащего возмещению, определяются сроки и порядок его возмещения.

Споры о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

4. О применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия вещей и документов, а также об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей см. соответственно комментарии к ст. 27.10, 27.14. При вынесении постановления о назначении административного наказания о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, вещь подлежит принудительному изъятию. О делах об административных правонарушениях, влекущих наложение указанных административных наказаний, см. комментарий к ст. 32.4.

Согласно ч. 2 ст. 3.6, ч. 2 ст. 3.7 КоАП возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не могут быть применены к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

5. О статусе предметов, изъятых из оборота, а также ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав см. комментарий к ст. 14.2. По смыслу п. 1 ч. 3 комментируемой статьи под вещами, не изъятыми из оборота, подразумеваются также и ограниченно оборотоспособные вещи.

О статусе документов, являющихся вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, см. комментарии к ст. 26.6, 26.7.

6. Вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть решен в постановлении о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, вынесенном до передачи дела на рассмотрение в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо в указанном постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП.

7. О статусе коллегиальных органов административной юрисдикции и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении на основе единоначалия, см. п. 1 комментария к ст. 29.8.

В ч. 5 комментируемой статьи подразумеваются судья гарнизонного военного суда, судья районного суда, судья арбитражного суда, мировой судья; должностное лицо, председательствующее в заседании коллегиального органа; должностные лица, рассматривающие дело на основе единоначалия (см. также абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *